От воздушных шаров до самолетов

27 Мая 2020

От воздушных шаров до самолетов

Воздушная лаборатория

Началом истории аэрофотосъемки считается 1858 год, основателем стал французский фотограф и воздухоплаватель на аэростате Гаспар Феликс Турнашон, известный как «Надар». Фотографии, созданные Надаром, хранятся во многих крупных государственных фотоколлекциях, он был одним из лучших мастеров фотографического портрета своего времени. В 1855 году запатентовал идею использования аэрофотоснимков при составлении карт, ему потребовалось 3 года работы и экспериментов, прежде чем успешно создать самый первый аэрофотоснимок. Это был вид на французскую деревню Пети-Бечетр, снятую с привязного воздушного шара, расположенного в 80 метрах над землей. Учитывая специфику и сложность раннего процесса фотосъемки, которая требовала, чтобы в корзине воздушного шара находилась темная комната, это стало настоящим подвигом. К сожалению, самые ранние фотографии Надара не сохранились, но изображения Парижа 1868 года до нас дошли. А ещё изображение Бостона, сделанное в 1860 году Джеймсом Уоллесом Блэком с воздушного шара, увидеть получиться.

Париж с воздуха. Фотография Надара, 1868 год


Карикатура Оноре Даунье на Надара, делающего первую фотографию


Одна из самых первых фотографий Джеймса Уоллеса Блэка. Бостон, 1860 год

Движение ввысь

Постепенное развитие технологий, уменьшение фотоаппаратуры и улучшение качества съемки позволило выйти на новый уровень аэрофотосъемки. Помимо воздушных шаров, первые пионеры начинают использовать воздушных змеев, птиц и ракеты для закрепления своей аппаратуры.

Английский метеоролог Арчибальд одним из первых сделал успешные фотографии с воздушных змеев в 1882 году. Он использовал цепочку воздушных змеев с прикрепленной к последнему камерой. Во Франции Артур Батут сделал аэрофотоснимки с воздушного змея в 1889 году в Лабрюгье. Он подвесил свою все еще довольно большую камеру на одного из последнего воздушного змея и автоматически установил выдержку. Медленно сгорающий предохранитель, реагирующий на устройство с резиновой лентой, через несколько секунд после запуска воздушного змея активировал затвор и позволил сделать фотографию. Первая аэрофотосъемка Батута была сделана в мае 1888 года.

Фотоаппарат на воздушном змее Артура Батута, 1889 год


 Фото собственного дома Батута, сделанное им в 1889 году (слева);Фото дома Батута, сделанное любителями аэросъемки в наши дни (справа)


Артур Батут, город Лабругьер, юг Франции, 1889 год

В 1906 году Джорджем Лоуренсом успешно был снят Калифорнийский город Сан-Франциско после землетрясения и пожара. Что по праву можно считать первым использованием материалов дистанционного зондирования Земли при оценке и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Впоследствии этот опыт трансформировался в международное некоммерческое соглашение (хартию), которая предусматривает благотворительное использование снимков, полученных с различных спутников дистанционного зондирования Земли, в случае крупных катастроф. Специально разработанная широкоформатная камера имела изогнутую пленочную пластину для обеспечения панорамных изображений. Камера была настолько большой и тяжелой, что пришлось использовать 17 воздушных змеев в связке, чтобы поднять ее на высоту 600 метров.

Воздушный шар Джорджа Лоуренса


Фото Сан-Франциско в руинах после землетрясения, 1906 год

Птицы открывают новые горизонты

Не все знают, что голубей использовали не только для доставки сообщений, но и для воздушной разведки. Так, в 1903 году немецкий аптекарь Юлиус Густав Нойброннер разработал крошечную камеру специально для голубей, которая висела на груди птиц в виде рюкзака и держалась с помощью узких ремешков. Запатентовал свою идею, как «Способ и средства для фотографирования пейзажей сверху». Правда, сначала его заявку отклонили, назвав фотографию подделкой.

Голуби-фотографы с закреплённой камерой

Траектория полета голубей была довольно непредсказуемой, невозможно было контролировать ни ракурс, ни положение камеры, но зато голуби могли подниматься на очень большую высоту, не доступную воздушному змею. Фотографии, сделанные военной разведкой с помощью этих птиц, были представлены на Дрезденской международной фотографической выставке 1909 года, и стали популярными среди общественности.

Крылья фотографа и снимок дворца «Friedrichshof»

Все ближе к тропосфере

Первый успешный аэрофотоснимок с камеры, установленной на ракете, был сделан шведским изобретателем Альфредом Нобелем в 1897 году, известный как создатель динамита и учредитель Нобелевской премии.

Деревня Karlskoga в Швеции, снятая ракетой Альфреда Нобеля, 1896 год


Одна из первых фотографий ракет

В 1906 году Альберт Муаль в Германии создал более надежный метод запуска камеры с использованием ракеты, приводимой в движение сжатым воздухом и спускающейся на парашюте. Его камера сделала аэрофотоснимок с высоты 800 метров, после чего была парашютирована обратно на землю. Запатентовав идею использования пороховых ракет для аэрофотосъемки, начал испытывать гироскопические стабилизированные камеры, запускаемые ракетами и возвращаемые парашютом.

В 1912 году продемонстрировал свою усовершенствованную ракету австрийской армии, но к тому времени самолеты оказались уже более эффективными.

Аэрофотоснимки, сделанные ракетой Альберта Муаля


Ракета сделала снимок и спускается на парашюте

Аэрофотосъемка с самолетов

Первые аэрофотоснимки с самолета были сделаны Уилбуром Райтом в 1909 году. Он находился в командировке в Италии, где занимался продвижением самолетов для итальянского правительства. В одном из полетов, он перевозил пассажира с фотокамерой, который фотографировал военное поле в Ченточелли, недалеко от Рима.

Во время Первой мировой войны аэрофотосъемка быстро вытеснила наброски и рисунки плана местности со стороны разведки. Карты сражений, используемые обеими сторонами, строились с аэрофотоснимков, и к концу войны все стороны регистрировали весь фронт как минимум два раза в день.

Испытания, проведенные в июне 1916 года, продемонстрировали на сколько быстро разведка с помощью аэрофотосъемки может быть дешифрирована и поставлена в войска.

1-е крыло №2 эскадрильи 10 июня 1916 года.

7:50 – сделан аэрофотоснимок.
8:10 утра – машина приземлилась.
8:32 – закончена печать снимка и отправлена в 1-й корпус армии.
8:39 – получено 1-м корпусом.

Затраченное время от снимка до получения информации командованием составило 49 минут, что по меркам того времени было ошеломляющим результатом. После данные фотографии распространялись по фронту, давая полную информацию о противнике передовым частям.

Количество фотографий сделанных в первую мировую головокружительно. По данным национального архива Великобритании, за период январь-сентябрь 1918 года было сделано порядка 5 млн аэрофотоснимков

Самолёт-разведчик Первой Мировой войны и фотографии траншей

Развитие аэрофотосъемки в Царской России

В конце 1890-вход годов в России фотографами-любителями стал распространятся своеобразный вид спорта – съемка с высоты птичьего полета, для этого хорошо подходили воздушные змеи, так как были достаточно просты в изготовлении. Широкое применение получили воздушные змеи коробчатой формы, которых сконструировал поручик Ульянин.

Лётчик-наблюдатель держит в руках аэрофотоаппарат Ульянина


Снимок, сделанный аэрофотоаппаратом Ульянина

Сергей Сергеевич Неждановский сконструировал устойчивого воздушного змея «змей-планер», для аэрофотосъемки, который мог отделяться от троса, и в 1899 году выполнил съемку Москвы. В 1901 году российский учёный Ричард Юльевич Тиле выступил с докладом о выполненной им фототопографической съемке русел рек с помощью фотоаппарата собственной конструкции — «панорамографом».

В 1902 году Василий Федорович Найденов начал читать первые курсы по фотограмметрии в Военно-инженерной академии Санкт-Петербурга, после выпустил учебник по воздушному фотографированию «Измерительная фотография и ее применение в воздухоплавании».

Названия «аэрофотосъемка», «аэрофотоаппарат», «аэрофотография», «аэрофотоснимок» появились только после того, как камеру установили на самолёт, началось стремительное развитие воздушной съёмки.

В 1910 году в Севастополе открылась офицерская школа летчиков, которые начали выполнять первые опытные съемки с самолетов.

Развитие военных операций поставило перед необходимостью военноначальников корректировать огонь своей артиллерии, помогать в подавлении огневых точек противника, уничтожать долговременные укрытия. Все эти факторы дали мощный толчок развития в области аэрофотосъемки.

Повышение качества съемки благотворно сказалось на развитии воздушной разведки и создании карт, стало возможным с наименьшими усилиями подавлять огневые рубежи, уничтожать блиндажи и другие фортификации. Аппараты позволяли получать снимки в масштабе 100 метров на 1 см, что давало возможность определить позиции противника. 

В следующей части расскажем о разведывательной аэрофотосъемке во время Второй мировой войны.

Статью подготовили специалисты компании РусГИС Технологии.

По материалам: rusgis.rt.ru

Наши партнеры