Великая Отечественная Война - Факты о геодезистах и картографах

10.05.2023

Великая Отечественная Война – это героическая эпоха отечественной истории. В честь 78-й годовщины Победы в Великой Отечественной Войне мы решили рассказать о фактах героической работы геодезистов и топографов на полях сражений.

«Карта для тех, кто умеет её читать, – действительно волнующий документ. Карта содержит в себе информации больше, чем иная толстая книга. Над картой, сопоставляя и увязывая тысячи разных известных и не вполне ясных фактов, полководцы просиживают много часов, чтобы принять единственно верное решение», – писал Начальник Генштаба в годы войны Маршал Советского Союза А.М. Василевский.

СИМВОЛ ПОБЕДЫ

Фронтовая карта – это Символ, Знак Победы. Изначально в Древней Греции оно означало условный опознавательный знак. Составление карт операций в период войны начиналось «с конца», с конечной цели операции, утверждает М. С. Штеменко – начальник оперативного отдела Генштаба в годы войны, то есть – с уже предусмотренной Победы.

Так, перед последним решающим этапом операции (или раньше) командующий (командир) в том месте на карте, где должно произойти завершение реализации плана, ставил особый знак. Таким знаком обычно был «Х» (реже какой-либо другой). Это отмечали в своих воспоминаниях военачальники (С. М. Штеменко и другие). Такой факт отмечал Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян: отброшенных от Москвы немцев окружали и уничтожали в Подмосковье; генерал Ф. Я. Костенко, рассматривая карту, на месте окруженной группировки противника вывел карандашом крест, сказав, что теперь они должны рассекать и уничтожать эту группировку.

ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ

Летом 1942 года после разгрома немцев под Москвой, к командующему 5-й армией Западного фронта И. И. Федюнинскому прибыли военные атташе союзных держав – США и Великобритании. После официальных церемоний и обеда последовали вопросы гостей – не только прямые и ясные, но и со скрытым смыслом. На стене в блиндаже И. И. Федюнинского, куда были приглашены гости, висела большая карта районов Гжатска и Вязьмы. Один из дотошных атташе, капитан, подойдя близко к карте и долго всматриваясь в неё, спросил, почему на ней нет никаких пометок. Его, конечно, интересовала линия фронта и дислокация дивизий. На что последовал дипломатичный ответ командарма: когда А. B. Суворова во время итальянской кампании представители австрийского правительства спросили о его планах войны, он ответил: «Если бы моя шляпа знала мои планы, я бы её сжёг». Вот поэтому, сказал И. И. Федюнинский, я не наношу на карту своих замыслов раньше, чем это становится совершенно необходимым. При этом английский полковник так посмотрел на задавшего вопрос капитана, что тот виновато отошёл подальше от карты, в угол блиндажа.

«БОЛЬШАЯ БЕРТА» ПОПАЛА В СЕТИ

В сентябре 1941 года вражеское кольцо вокруг Ленинграда замкнулось. Осенью блокадный город систематически обстреливался сотнями вражеских батарей дальнобойной тяжелой артиллерии. Обезвреживание действий вражеской артиллерии могло быть достигнуто только точным ответным огнём, за счёт наличия координат целей. Важнейшими видами работ топогеодезистов для артиллерии были сгущение геодезических сетей, помощь артиллерийской топографической службе в привязке огневых позиций, определение координат целей и объектов противника, подготовка геодезических данных для ведения артиллеристской стрельбы без пристрелки.

Для определения координат топографы применяли фототеодолитную съёмку вспышек выстрелов орудий в ночное время, в дневное – дымков от выстрелов. Нужно было вести оптическую разведку позиций артиллерии врага в районах Пулково, Пушкин, Павловск. Для засечки вражеских батарей были созданы геодезические наблюдательные пункты на высоких зданиях, колокольнях церквей в посёлках вдоль линии фронта, с которых просматривалась глубина обороны противника. Сначала точность засечек была невысокой – при сильном ветре дымки от выстрелов смещались. В частые туманные дни не наблюдался исходный ориентирный пункт – шпиль Петропавловской крепости. Затрачивалось много времени на обработку этих снимков, в течение которого орудия могли изменить свое местоположение.

Тогда геодезисты 61-го отряда подполковника М. Н. Лопатина предложили и осуществили новый способ быстрого и надёжного определения координат вражеских орудий. Были созданы специальные системы засечки целей, в которые входили геодезические наблюдательные посты.Теодолиты, расположенные в районах торгового морского порта и Выборгского моста наблюдательных постов, были сориентированы на шпиль Петропавловской крепости. В момент вспышки от выстрела в ночное время, а дымка днём на всех постах одновременно определялись направления на стрелявшее орудие. Результаты засечек сразу же передавались в вычислительные группы. При решении этих засечек получались координаты стрелявших орудий.

При сильных морозах и слабости от систематического недоедания выделялся расчёт из трёх геодезистов: один в течение получаса-часа производил засечки выстрелов, второй – с ближайшего пункта связи передавал по телефону значения дирекционных направлений и время их измерений, а третий в это время отдыхал. Вместо высокоточных теодолитов стали применять отечественные «30-секундники», с помощью которых было быстрее «ловить» вспышку. Приёмы засечек были отработаны до автоматизма. Так, 12 декабря 1941 года была засечена и после трёх выстрелов уничтожена сверхтяжёлая 420-милли-метровая мортира «Большая Берта».

СМЕКАЛКА ГОРОДА БЕРЁТ

В обеспечении победы над врагом военные топографы, геодезисты проявляли творчество, изобретательность. Так, мастер по ремонту геодезических инструментов 61-го геодезического отряда воентехник М. А. Сарана для отсчёта в ночное время выстрелов по Ленинграду вражеских батарей изготовил светящиеся насадки на карандаши. Бойцы в шутку называли геодезистов с такими карандашами «ночными разведчиками». В топографическом отряде Карельского фронта для обучения печатников и для нужд отряда изготовили плоский литографский станок деревянной конструкции – «фотоуменьшитель», с помощью которого можно было составлять фотосхемы в одном масштабе, переносить отдешифрованные тактические объекты на карты, уменьшать и увеличивать отдельные участки для других картографических работ. Это позволило изготовлять числовой и буквенный алфавит любых шрифтов и размеров, заменить ручную подпись названий набором.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЁТЫ

Военным топографам порою приходилось выполнять самые неожиданные и срочные задания. В конце марта 1943 года в военно-топографический отряд из штаба Западного фронта пришла телеграмма: «Срочно направить опытного топографа с инструментом на аэродром». Какова задача, какой нужен инструмент – неизвестно. Когда топограф А. И. Тюков был доставлен самолётом на аэродром, оказалось, что надо определить склон аэродрома для стока талой воды – самолёты не могли взлететь на выполнение боевого задания. Топограф А. И. Тюков выполнил задание, солдаты быстро сделали углубления для стока. Самолёты взлетели.

АНОМАЛИИ – НЕ ПОМЕХА

Особенностью работы 75-ого геодезического отряда Воронежского фронта на Курской дуге были условия Курской магнитной аномалии (КМА). Это очень мешало артиллеристам. Отрядом были изготовлены «Карта магнитных склонений» и «Указания по топографическим работам в районе КМА». Карта и указания были доведены до штабов артиллерийских и миномётных частей. Итогом работы отряда была твёрдая топографическая основа артиллерии, повышение точности её стрельбы. Такую оценку отряду давали штабы 7-й гвардейской, 40-й, 38-й армий.

НЕ ТОЛЬКО БРОНЕПОЕЗД

В 1942 году по инициативе Военно-топографического управления Генштаба на вагоноремонтном заводе при участии специалистов-картографов был создан специальный картографический поезд – подвижная Военно-картографическая фабрика. Поезд вошёл в историю военно-топографической службы под названием «поезд-литография». Он следовал за войсками Воронежского фронта. Начальником поезда был один из его создателей – инженер-подполковник З. В. Кравчинский. Поезд обеспечивал своей продукцией не только Воронежский фронт, но и войска других фронтов. Это были разведывательные, бланковые и исправленные топографические карты, планы городов, боевые графические документы. За боевые заслуги по бесперебойному топогеодезическому обеспечению войск на фронтах Великой Отечественной войны и проявленные при этом личным составом мужество и самоотверженность «поезд-литография» Указом Президиума Верховного Совета СССР был награждён орденом Красной Звезды.

РЕЛЬЕФНАЯ КАРТА – КЛЮЧ К БЕРЛИНУ

Потребность в рельефных картах возникла при подготовке наступательных операций на большой территории, для оценки командующими и штабами местности, рельефа. Первая рельефная карта была изготовлена в топографическом отделении штаба 23-й армии Ленинградского фронта в первую блокадную зиму. Инициатором идеи был майор Погорелов. Затем карты были изготовлены на всю территорию фронта для командующего, других военачальников, в штабах армий. В последствии такие карты стали изготавливать на всех фронтах.

Также ленинградские картографы создали рельефную карту Берлина, на которой были обозначены улицы, дома, укрепления, завалы, доты, разрушенные бомбёжками кварталы. Рейхстаг был обозначен номером 105.

РАЗВЕЗДЧИК-ГЕОДЕЗИСТ

Группа под командованием военного топографа лейтенанта В. Н. Нилова сырой тёмной ночью перешла линию фронта и в течение 12 суток, находясь в тылу врага, обнаружила, нанесла на карту 150 активно действующих точек и передала информацию по радио артиллеристам. За этот подвиг В. Н. Нилов был награждён орденом Отечественной войны II степени.

АЭРОФОТОСЪЁМКА НА БОЕВОМ ВЫЛЕТЕ

Использование для аэрофотосъёмки штурмовиков Ил-2 на 3-м Украинском фронте летом 1944 года, по воспоминаниям Маршала Советского Союза С. С. Бирюзова, было делом новым. Фотоаппараты лётчики приспособили в крыльях самолёта. Командование фронта с нетерпением ждало результатов. «И вот снимки получены, превосходные снимки! Видны даже вражеские солдаты, бегущие в траншеи от «крылатой смерти». Как на ладони и ложные, и действительные огневые позиции артиллерии...».

Материал подготовлен на основе монографии А. А. Алексеева «Геодезическая служба СССР в Великой Отечественной войне (1941– 1945 гг.): исторический аспект», 2007 г., СГУГиТ. Фото из открытых источников.

Источник: roscartography.ru

Чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться на сайте
Наши партнеры