Ракетные двигатели РД-107А/108А и НК-33А, произведенные самарским предприятием «ОДК-Кузнецов» Объединенной двигателестроительной корпорации, в уходящем 2022 году обеспечили 19 запусков космических ракет-носителей (РН) типа «Союз» с космодромов Байконур, Восточный, Плесецк и Куру (Гвианский космический центр).
В ходе 17 пусков ракет (в составе РН ракет-носителей «Союз-СТ-Б», «Союз-2.1а», «Союз-2.1б») на I и II ступенях отработали двигатели РД-107А/108А, а в двух случаях (при запуске РН ракеты-носителя «Союз-2.1в») – на I ступени двигатель НК-33А. Эти ракеты-носители выводили на орбиту космические аппараты Роскосмоса (в том числе грузы и экспедиции к МКС), Минобороны России, спутники коммерческого назначения, в том числе иностранные.
Двигатели ОДК в 2022 году обеспечили доставку к МКС двух экипажей 67-й и 68-й длительных экспедиций. Отличительной особенностью этих пусков стало то, что космическим кораблям были присвоены собственные имена – «Королев» и «Циолковский» в честь основоположников исследований космоса.
Знаковый пуск состоялся 22 октября с космодрома Восточный после более чем годового перерыва, который потребовался для перевода стартового комплекса «1С» космодрома на новое экологически чистое синтетического топливо нафтил. Этот пуск стал первым, при котором в двигателях ракеты-носителя типа «Союз-2» использовался нафтил, унифицированный для различных видов ракет. Ранее в соответствии с государственной стратегией в области освоения космоса АО «НПО Энергомаш им. В.П. Глушко» и ПАО «ОДК-Кузнецов» выполнили комплекс опытно-конструкторских работ и испытаний серийных двигателей на новом топливе, в результате которых подтверждена работоспособность и основные характеристики силовых установок РД-107А/РД-108А.
Двигательными установками типа РД-107/РД-108 оснащаются I и II ступени всех ракет-носителей типа Р-7 (в том числе и РН типа «Союз») начиная с 1958 года. В настоящее время данные двигатели серийно производятся в «ОДК-Кузнецов» при конструкторском сопровождении разработчика АО «НПО Энергомаш». Каждая деталь изделий для космических программ, а затем и сам двигатель перед сдачей заказчику проходит трехступенчатый контроль качества. Статистическая надежность изделий превышает 99,9%.
Жидкостный ракетный двигатель НК-33А является модификацией базового двигателя НК-33 – первого в мире в своем классе, выполненного по замкнутой схеме, работающего на компонентах кислород-керосин, имеющего многоразовый запуск и многократное применение. Он отличается надежностью и совершенством технических параметров, демонстрирует максимальное отношение тяги к массе среди современных двигателей.
Сегодня «ОДК-Кузнецов» является единственным предприятием Объединенной двигателестроительной корпорации, которое специализируется на создании не только авиационной, но и ракетной техники космического назначения.
Источник: rostec.ru