Госдума РФ планирует к лету подготовить для рассмотрения в первом чтении проект закона об отмене взимания платы за проезд грузовиков массой более 12 тонн по федеральным дорогам общего пользования в госсистеме "Платон".
Соответствующий законопроект (N87463-8), внесенный в Госдуму в середине марта группой депутатов партии "Справедливая Россия - За правду" во главе с лидером фракции Сергеем Мироновым и сенатором Ольгой Епифановой, размещен в электронной базе данных парламента.
Ответственным за работу над проектом назначен думский комитет по бюджету и налогам, который в срок до 18 мая соберет предложения и замечания по инициативе и к июню этого года подготовит ее для рассмотрения в первом чтении.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в условиях санкционного давления российские транспортные компании несут повышенные расходы в связи с обязанностью внесения платы в "Платоне".
"Снижение издержек перевозчиков облегчит сохранение и возобновление логистических цепочек, что позволит российской экономике быстрее оправиться от санкционного давления и разрыва международных хозяйственных связей. Отмена системы по взиманию платы за проезд большегрузных автомобилей "Платон", в первую очередь, снизит издержки на транспортировку продуктов питания, а значит, будет способствовать сдерживанию роста цен на продовольствие и облегчит его поставки в российские регионы", - говорится в записке.
В ней также, в частности, отмечается, что отмена "Платона" "снизит нагрузку на доходы граждан России".
О том, что взимание платы с грузовиков массой более 12 тонн за проезд по федеральным автодорогам общего пользования в рамках госсистемы "Платон" может быть приостановлено на полгода, в марте писали "Ведомости". По данным газеты, такая мера обсуждалась в правительстве и была включена в одну из версий плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях санкций.
Просьбы о приостановке "Платона" звучали и ранее, но реакции от властей на них не следовало. Так, два года назад в условиях разразившегося коронавирусного кризиса приостановить "Платон" просила Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Но Евгений Дитрих, занимавший тогда пост главы Минтранса РФ, заявлял, что сборы "Платона" и транспортный налог некритичны для автоперевозок. "Нужно четко понимать, что платеж платоновский, вопросы по транспортному налогу - они для потенциала перевозок решающего значения не имеют. То есть, они на перевозку критическим образом не влияют. У тех, кто свою экономику видит четко, вопросов по какой-то там отмене не возникает", - говорил Дитрих журналистам.
Два года спустя, в марте 2022 года, АСМАП просила установить двухлетний мораторий на индексацию ставок "Платона".
В пользу дорожного фонда
"Платон" - система сбора платы с грузовиков массой более 12 тонн за проезд по федеральным дорогам РФ, которая должна компенсировать вред, причиняемый ими этим трассам. Система была запущена 15 ноября 2015 года, ее тариф регулируется государством и подлежит ежегодной индексации по уровню инфляции. Сейчас он составляет 2,54 руб. за 1 км, увеличившись на 20 копеек с 1 февраля. Собранные средства перечисляются в федеральный дорожный фонд.
По данным "Платона", на 15 февраля 2022 года в системе зарегистрировано 700 тысяч грузоперевозчиков и 1,6 млн большегрузов, две трети из которых принадлежат российским перевозчикам.
Всего с начала работы "Платон" собрал для федерального дорожного фонда 175,4 млрд руб., включая штрафы от Ространснадзора с неплательщиков. Эти поступления расходуются на строительство и ремонт федеральных дорог.
Оператором госсистемы "Платон" является ООО "РТ-инвест транспортные системы" (РТИТС). По данным ЕГРЮЛ, 50% компании принадлежит "РТ-инвест", 23,5% - Игорю Ротенбергу, 19% - Андрею Шипелову и оставшиеся 7,5% - гендиректору РТИТС Антону Замкову. Среди совладельцев "РТ-инвест" - Шипелов через компанию "Царицын капитал" (35%) и госкорпорация "Ростех" (25,1%). Оставшиеся 39,99% у председателя совета директоров "РТ-инвеста", бывшего заместителя гендиректора "Ростеха" Сергея Скворцова.
Источник: Интерфакс