Россия вопреки беспрецедентному давлению продолжает реализацию масштабных и амбициозных национальных проектов.
В авангарде реализации стратегических задач страны Госкорпорация «Росатом», развивающая свыше 80 новых направлений.
Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии Росатом» 1 декабря 2007 года. За эти пятнадцать лет Росатом приобрел компетенции в машиностроении, логистике, «цифре», других актуальных направлениях.
Росатом планирует широкое участие в производстве ключевых компонентов электротранспорта, в первую очередь для легковых электромобилей, а также рассматривает возможности партнерства с ведущими игроками российского автопрома. Предприятия Росатома уже сейчас способны производить около 60% всех компонентов электромобиля, включая аккумуляторные батареи, электродвигатели, микроэлементную базу, полимерные и композитные материалы.
Порядка 40% стоимости электромобиля приходится именно на батарею. На предприятиях Росатома выпускаются литий-ионные тяговые батареи для электротранспорта, которыми оснащаются электробусы и троллейбусы с автономным ходом. К 2025 году в Калининградской области планируется запустить завод, производственной мощности которого будет достаточно для обеспечения такими батареями 50 тыс. электромобилей.
Тем временем на российском автомобильном рынке наметился тренд на рост продаж электромобилей. В октябре 2022 года, по данным агентства «Автостат», россияне приобрели 286 новых электромобилей — на 59% больше, чем год назад, и на 37% больше, чем в сентябре 2022-го. И хотя доля «электричек» на рынке новых легковых машин все еще очень мала, тем не менее за год она выросла более чем в четыре раза: с 0,15% (по данным на октябрь 2021 года) до 0,66% (в октябре 2022-го). При этом ежемесячно в сегменте электромобилей появляются новые модели.
Если еще несколько месяцев назад в России не было ни одного собственного производства электромобилей, то теперь таких уже два. В ноябре молодая компания «Моторинвест» объявила о старте продаж уже даже второй модели — кроссовера Evolute i-Joy (первая — Evolute i-Pro). Переднеприводной электромобиль получил 163-сильный мотор и батарею 53 кВт⋅ч; запас хода — до 410 км. Приобрести Evolute i-Joy можно в единственной комплектации за 3,4 млн рублей.
На этой неделе было запущено производство на Московском автомобильном заводе «Москвич». Найти «восточного партнера», наладить логистические цепочки и запустить серийный выпуск авто (пока методом крупноузловой сборки) удалось в рекордные сроки — за полгода. Первой моделью, сошедшей с конвейера, стал городской кроссовер «Москвич 3», но уже до конца текущего года в столице обещают собрать не менее 200 электромобилей модели «Москвич 3Е».
Фактически это будет копия электромобиля JAC iEVS4, у которого вместо традиционного мотора электрическая силовая установка мощностью 68 л.с. и запас хода — 410 км. Соответственно, на заводе все же пока лишь дособирают китайские машины, устанавливают силовой агрегат, подвеску, топливный бак, колеса и российские шильдики. Но планы очень смелые: выпуск электрических моделей будет нарастать с каждым годом, а с 2025 года на «Москвиче» начнется производство российского электромобиля собственной разработки — причем важнейшие узлы и компоненты (электродвигатель, батареи, редуктор и т.д.) будут также исключительно отечественного производства. Кроме того, в перспективных планах, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, создание российской унифицированной платформы автомобиля, на которой предстоит развивать модельный ряд отечественных электромобилей.
В следующем году «Автотор» тоже планирует начать выпуск электромобилей и двигателей для них (впрочем, обещали сделать это давно). На новой производственной площадке завершается строительство восьми заводов по производству комплектующих для электромобилей. Инвестиции составят более 5,7 млрд рублей.
Иситочник : tass.ru