Занимательная автоматика: подготовлены требования к беспилотным автомобилям

09.08.2022

Разработаны правила, по которым беспилотные автомобили будут передвигаться по дорогам общего пользования. Тестировать автономные машины планируют в 41 российском регионе, в том числе без человека за рулем. Чтобы эксперимент состоялся, многим областям придется серьезно модернизировать дорожную инфраструктуру, уверены эксперты. Кроме того, необходимо будет внести изменения в ПДД и КоАП, отмечают юристы. По каким дорогам поедут автомобили без водителей, а также кто и как будет нести ответственность в случае ДТП с беспилотником, выясняли «Известия».

Министерство экономического развития РФ подготовило проект постановления, устанавливающего правовой режим для экспериментальной эксплуатации беспилотных автомобилей. Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Согласно проекту, беспилотные автомобили будут разделены на две группы: в первую входят транспортные средства (ТС), в которых постоянно находится водитель-испытатель — на водительском или переднем пассажирском месте. Ко второй отнесены машины, которые двигаются в полностью автономном режиме и удаленно контролируются оператором. Directum RX: Система электронного документооборота

Беспилотники обеих групп должны быть оснащены автоматизированной системой управления, которая обеспечивает соблюдение ПДД и контролирует дорожную обстановку при помощи «средств технического зрения», говорится в документе. Автоматика также должна «безопасно и предсказуемо взаимодействовать с другими участниками дорожного движения» и реагировать на их потенциальные ошибки. В случае какого-либо сбоя в работе этой системы беспилотный автомобиль должен оповестить водителя или оператора о неполадке и остановиться с соблюдением требований ПДД.

Автономные транспортные средства должны быть оборудованы камерами, в постоянном режиме записывающими обстановку вокруг, а также действия водителя-испытателя (для ТС первой группы). Автомобиль первой группы должен оставаться в автоматизированном режиме до тех пор, пока водитель-испытатель не примет управление им. Машины второй группы должны предоставлять оператору возможность осуществлять дистанционный выбор маршрута, а также мест остановки ТС.

Помимо знака «Автономное вождение» (белый треугольник с буквой А), на правой стороне беспилотника должен быть указан номер телефона. По нему можно связаться с компанией, осуществляющей тестовую эксплуатацию машины. Например, в случае ДТП или если сотрудник полиции захочет остановить беспилотник за нарушение ПДД.

Согласно документу Минэка, экспериментальный режим эксплуатации предполагает «оказание услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа третьим лицам с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств, в том числе на возмездной основе». Однако к грузоперевозкам компания-эксплуатант вправе приступить только после двух месяцев тестирования автомобилей «порожняком». А возить пассажиров допускается только спустя полгода тестовых поездок и лишь на автомобилях категории М1 (не более восьми мест). При этом компании не требуется получать разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Источник: Известия

Наши партнеры